понедельник, 6 августа 2012 г.

Детство, омрачённое войной

Мария Васильевна Васькова потеряла мужа полгода назад. Прожив счастливо 52 года вместе, тяжело переживает его смерть. Счастливые воспоминания о жизни с мужем переплетаются с горестными воспоминаниями о войне.

Сталкиваясь не в первый раз с рассказами пожилых людей, замечаю, насколько болезненны для них воспоминания военного детства.

Девочка Мария жила с семьёй в вырытой в земле яме. Землянка, не землянка… Мария Васильевна говорит, что некоторые немцы были добрыми. Один из них изредка бросал им в землянку булку хлеба. Потом как-то пояснил матери Марии Васильевны, что у него «драй киндер», и что не все немцы хотят войны, её хочет Гитлер.

Маме Марии Васильевны фашист прострелил ногу. Маленькая Мария увидела немца, который нёс в котелке блинчики. Они так вкусно пахли, что Мария протянула руку и попросила у немца поесть. В ответ немец достал пистолет. Подоспевшая мать оттолкнула девочку. Выстрел достался матери. Нога долго не заживала, так как лекарств не было. Прикладывали травами, какими-то листьями. Так и осталась мать Марии Васильевны на всю жизнь хромой.

У деревни Уваровичи (Буда-Кошелёвский район Гомельской области) немцы  вырыли яму, собрали всех евреев и погнали туда расстреливать. Один мужчина встал на колени перед матерью Марии Васильевны, умоляя спрятать его сына. Женщина согласилась, хотя это было крайне опасно. Мальчика переодели в Мариино платье (хотя какое там было платье, одни лохмотья), повязали платок. Так и прожил он с семьёй Марии Васильевны, «пока немца не погнали». А отец мальчика каким-то чудом остался жив. То ли убежал по дороге на расстрел, то ли что другое, Мария Васильевна не знает. Через три года забрал сына. Позже эта еврейская семья уехала в Израиль, её дальнейшая судьба Марии Васильевне не известна.

Тяжело слушать подобные воспоминания, но ещё хуже не знать о них и не проявлять сочувствие к старикам, детство которых омрачено войной.
Share:

7 комментариев :

  1. И таких историй множество. В каждой деревне их сотни... В том то и беда, что многие даже не представляют что такое фашизм. И только Беларусьфильм пытается донести большую трагедию нашего народа...

    ОтветитьУдалить
  2. Тема очень серьёзная! Жаль, что такой воспитательный потенциал воспоминаний пускай не участников боевых действий, а просто людей, переживших ту войну, почти не используется. Ни льгот им, ни особого внимания.. А ведь именно детские воспоминания моих родителей на всю жизнь привили мне неприятие фашизма!

    ОтветитьУдалить
  3. Верно. И мне тоже, воспоминания мамы. Потому и не могу равнодушно слушать рассказы пожилых людей.

    ОтветитьУдалить
  4. Хотя мы, Татьяна Петровна, знакомы лишь заочно, я с трудом поверю, что Вы вообще к чему-нибудь можете быть равнодушны :-)
    Действительно, трудно оставаться равнодушным, когда узнаёшь, что от "своих" порой доставалось не меньше, чем от чужих. Иногда приходит крамольный вопрос: а многое ли изменилось бы, если (не дай Бог, конечно) "завтра - война"?

    ОтветитьУдалить
  5. Ну да. Судя по рассказам, немцы грабили днём, а "свои" ночью. Мою бабушку застрелили у мамы на глазах. Мама всегда плакала, когда рассказывала, как просила у немцев не убивать её маму. Такое даже представить невыносимо, а как было видеть?
    В юности довелось мне побывать в Бухенвальде. Впечатления те ещё остались.

    ОтветитьУдалить
  6. Хлебнуло горя поколение наших родителей :-(
    Ну, а меня неизгладимо впечатлил Освенцим. "Душегубки", крематорий, бараки - как будто вчера видел..

    ОтветитьУдалить
  7. И тем не менее, у этого поколения была вера в лучшее будущее. Как ни трудно было - песни пели. Сейчас не поют...

    ОтветитьУдалить