среда, 17 июля 2013 г.

Cлужба мониторинга веб-ресурсов

Паки, паки… иже херувимы! Ваше сиятельство, смилуйтесь. Между прочим, вы меня не так поняли… Языками не владею, ваше благородие. (Якин Ивану Васильевичу )

Словарик для не владеющих языками:

Хостинг - услуга размещения файлов сайта на сервере, на котором запущено ПО, необходимое для обработки запросов к этим файлам (веб-сервер). Как правило, в обслуживание уже входит предоставление места для почтовой корреспонденции, баз данных, DNS, файлового хранилища на специально выделенном файл-сервере и т. п., а также поддержка функционирования соответствующих сервисов.

Сервер - это специальный, очень мощный компьютер для обслуживания сайтов, который работает круглосуточно. Сервер работает в автоматическом режиме, используя  специально установленное оборудование. Следит за его работой, а, следовательно, и за работой вашего блога техподдержка. Как правило, мощные серверы не похожи на обычные компьютеры, а больше смахивают на шкафы, находятся они в так называемых дата-центрах - компаниях, специализирующихся на предоставлении хостинга.

***


Недели две тому назад на сервере, обслуживающем ForteE, возникли проблемы. Внешне это выражалось в том, что блог был недоступен в общей сложности более 15-ти часов.

Если попытаться представить, как  обстояло дело, то выглядеть это будет примерно так:  на сервере из-за вирусной атаки - специальных программ, которые его целенаправленно "ломали", вышло из строя какое-то ПО , вследствие чего я со своего компьютера по конкретному адресу не смогла добраться до папки блога.

Если учесть, что многие блоги на внешке зарабатывают на биржах ссылок, то станет ясно, что недоступность блогов повлекла за собой убытки, так как  ссылки  начали "отваливаться".

Если вам повезло с хостингом, вам принесут извинения и, возможно, попытаются каким-то образом сгладить неприятное впечатление от сбоев в работе сервера, хотя понятно, что от простоя сервер и сам понёс убытки.

Что касается нашей конкретной ситуации, мы получили компенсацию в виде  десяти дней дополнительного пользования услугами хостинга ( бесплатно).  Мой партнёр по хостингу решил, что компенсация - ответ на мою переписку с техподдержкой. Я же решила, что заслуга в предоставленной компенсации именно его. Сошлись на том, что каждый внёс свою лепту.

Как бы то ни было, техподдержка работает если не отлично, то очень хорошо, выполняя порой для клиентов работы помимо договора.

Должна признаться, что сбои в работе сервера всегда вылезают ForteE боком: будь то смена ПО на сервере, переезд или DDos атака - перестают отображаться сложные символы в статьях, поисковик выдаёт кракозябры в заголовках. Поэтому у меня, столько сил отдавшей этому блогу, состояние во время "лежания" блогов близкое к стрессовому. Знаю, что любой сбой повлечёт за собой перепроверку содержимого блога и  переписку с техподдержкой по устранению косяков.

Значительный сбой, подобный описанному, произошёл на сервере раз за два года, поэтому лично для меня жест хостинга был неожиданностью и приятно удивил. Именно потому, что нам была любезно предоставлена компенсация, я и решила написать эту небольшую заметку, так как знаю, что недобросовестные хостинги поступают иначе.

Например, очевидно, что блог "висел", а техподдержка пишет, что, согласно их логам, ресурс был недоступен всего  полторы минуты. В ответ полезно привести свои логи. Где их взять? На существующих сайтах по мониторингу доступности веб-ресурсов. Я использую http://host-tracker.com. Возможно, не самый лучший выбор, так как бесплатный аккаунт позволяет отслеживать только два сайта, а запросы  о доступности ресурса отсылаются с промежутком в 30 минут (это довольно много. За полчаса сайт может 5 раз лечь и подняться, а зафиксировано падение не будет). Плюс host-tracker.com для пользователей в наличии русского интерфейса. Русскоязычных ресурсов такого плана не так много.

Вот такое сообщение раз в неделю приходит пользователю на mail:



Это статистика доступности блогов, а, следовательно, работы серверов, которые обслуживают блоги. Первый ресурс ForteE. В отчёте вы как раз и видите те самые 15 (почти 16) часов простоя. А ниже информация по Learner, который размещён на TUT.BY. Сколько времени в неделю был недоступен второй блог? Почти 2 часа.  Платные тарифные планы предоставляют более детальные отчёты. Подробные логи на бесплатном аккаунте также имеются.

Статистика аптайма (блог в рабочем состоянии) по периодам за день, неделю, месяц, квартал и год.


Для блогов на tut.by это ничего не даст, а для блогов на платном хостинге это независимый документ, подтверждающий, что вы понесли убытки и можете рассчитывать на компенсацию.

Второй момент, почему нужно знать о подобных ресурсах. Представим, что вы выбираете хостинг под блог. Как убедиться, что вы не прогадаете? Хочется подешевле. Но если это подешевле выдаст вам часы простоя, не раз пожалеете. Поэтому, выбирая хостинг, обычно спрашивают совета у тех, кто уже пользовался его услугами, читают отзывы. Всё равно нельзя быть на 100 процентов уверенным, что выбор удачный.

Каждый уважающий себя хостинг предоставляет месяц тестового пользования. Бывает, что пара мегобайт предоставляется хостингом под бесплатный тариф. Самое разумное - проверить работу сервера с помощью служб мониторинга доступности веб-ресурсов. Зарегистрироваться на хостинге, выбрать тарифный план, создать блог, внести данные  на сайт и посмотреть в течение месяца, насколько ваш выбор удачен. Если всё отлично - заказываем на год. Что-то не так - простите, вы нам не подходите. Рассматриваем другие варианты.

Надеюсь, изложенная информация кому-то пригодится.
Share:

5 комментариев :

  1. теперь знаю, что такое аптайм.... к вопросу о товарисчах не владеющих языками ))
    гран мерси Капле за ликбез! пошла проверять блоги.

    ОтветитьУдалить
  2. Отпишись о результатах проверки)

    ОтветитьУдалить
  3. больше 90% показал для школьного и одностиший, думаю это нормально )

    ОтветитьУдалить
  4. Нет, Ирочка, не нормально. Посмотри на аптайм форти - 100%.
    В Интернете пишут так:
    Цитата: 99,3% это достаточно низкий аптайм. Это 5 часов за месяц или 2,5 суток (!) за год.
    Считают так: В сутках 1440 минут. Из них 10 минут составляют (100% * 10) / 1440 = 0,69%. Или почти семь сотых процента. Отсюда 99,3.
    Как ты думаешь, почему нам предложили компенсацию? Потому что было полсуток простоя, что не допустимо.
    99,7 - 99,8 - более приемлемые цифры.

    ОтветитьУдалить
  5. Нормальный хост выбирать надобно!))
    Клеть на автономке тоже 100 ;)

    ОтветитьУдалить