суббота, 28 августа 2010 г.

Мемуары про методику



Много лет тому назад (так много, что мои ученики уже сами учителя и родители), пришлось мне работать, будучи студенткой 5-го курса, в одной из школ Гомельской области. Пусть Вас не пугает год, но это было в 1987. 8 месяцев работы записаны у меня в трудовой книжке и каждый раз, когда завуч проводит сверку кадров, я вспоминаю эти 8 месяцев, как неимоверную глупость с моей стороны.  (Помню такой факт: в деревне, где я работала, асфальт был положен поверх какой-то плёнки. Она была видна, торчала по краям обычной дороги.  Видимо, таким образом в 1986 принимались меры по спасению населения от радиации.) Нет, не хочу вспоминать.

Хочу о другом.

У меня было классное руководство в 5 классе. И полно энергии для работы с детьми. Что мы только с ними не придумывали! А детишек в классе было всего 10 человек. Обыкновенные сельские дети.

Но я же была студенткой, поэтому часто нужно было отлучаться в Минск: то на сессию, то на консультацию. Возвращаюсь - дети встречают на автобусной остановке. С искусственными цветами. Мальчики сумку мою тащат. Доводят до дома. Потом я их всех кормлю минской докторской колбасой, они упираются, смущаются, но едят, потупив глазки. Закупив для них в столице каких-то супер-ластиков, всех одариваю этими ластиками, они ходят по школе и хвастаются.

Опытный учитель наблюдал весь этот процесс провожания-встречания классного руководителя на сессию с сессии и, наконец, не выдержал: «Я работаю в школе 25 лет, но меня никто никогда не встречал с цветами. Что Вы с ними делаете такого?» «Ластики привожу. Шахматы магнитные для родителей. Лисьи норы с ними хожу за два километра в лес смотреть». Не верит. Недоумевает.

Я и сама не знаю, что за дружба такая между нами была, но когда я уехала по распределению в Гродненскую область, закончив учёбу, они долго ещё писали мне и два раза присылали посылки. Один раз вспомнили мой день рождения, а второй раз я написала им в письме, что нет у меня пластинки с «Волком и семерыми козлятами». Они, не долго думая, прислали.

Таких детей у меня больше не было. Как не было и нет былого энтузиазма и такой любви к детям. Все другие были не такими. Хотя один раз пришлось возвращать родителям духи, которые симпатизировавший мне пятиклассник принёс в школу в тайне от мамы. Духи свой мамы мне подарил. И альбом для рисования. Ну, альбом я оставила.

Кто станет говорить о методике сплочения классного коллективе? Я о ней тогда не думала. Я жила с детьми их интересами.

Ещё одно ностальгическое воспоминание. Второй год работы по распределению. Школа с углубленным изучением английского. Четвёртый класс. Что-то опоздала я на урок. Несколько форточек было в пересменку, я расслабилась и задержалась. Прихожу в класс - сидит завуч в конце кабинета, а детишки мои стоят навытяжку.

После урока мне строго-вежливо было сделано замечание, что не урок у меня, а фигня. Не понятно, чему я их научить хотела. Не разбери поймёшь, короче (согласна, на тот момент не умела грамотно цели ставить). Но самое ужасное было то, что когда завуч зашла в кабинет со звонком, детей она не увидела. Они под партами сидели. Все как один.

Зачем спрятались, спрашивается? Хотели меня удивить. «Вот придёт учительница, а нас нет!» О, боже! А где же дисциплина??? Да-а-а-а.... Завуч: «И что бы Вы делали, войдя в класс?» «Ничего особенного. Спросила бы громко: «А где это мои ученики? Они бы и выпрыгнули из-под парт» (Зато какое настроение было бы у детей! Они ведь не со зла. Им моя реакция была интересна. Не ругать же их за это и ставить навытяжку.) Не понравился ей мой ответ. Не самостоятельная учительница я, значит. С тех пор зачастила завуч на смену с директором ко мне на уроки. А потом пришлось мне на сохранение в больницу лечь, тут-то она и воспользовалась моментом копнуть, чему же я, такая безалаберная, детей научила. Сама на замену в мои классы пошла.

На педсовете высказалась так: «Не знаю, как она их учит, по какой методике, но дети у неё знают».

Весь  ужас этой ситуации заключается в том, что только начавшаяся вырабатываться методика молодого учителя была подавлена на корню. «Так нельзя, вот у меня посмотрите, вот к тому сходите». Я ходила, смотрела. И во многом уроки походили на обыкновенную муштру. И дети никогда бы не стали прятаться под парты у этих профессионалов. Времени на общение с детьми на уроке не было, весь урок от звонка до звонка - только на преподавание.

Сейчас у меня устоявшаяся стандартно-традиционная методика преподавания предмета. Есть любимый конёк - грамматика. Есть свои способы обучения лексике. Но что-то давным-давно было утеряно и подогнано под шаблон. Тому, что могло перерасти в собственную методику, не дали проявиться, посчитав не правильным. А сейчас мне лень новшества вводить. То, что получается по привычке, пусть получается.

Вы за методику в её классическом понимании? А потом: «Читайте литературу, проводите нестандартные уроки» А вся нестандартность заключается в копировании кого-то. А могли бы копировать Вас.

P. S. Детей любить надо. И дети должны любить учителя. Вот какая-то часть этого неформального общения тогда, много лет назад, дала трещину под влиянием извне. Я теперь не хочу и не могу любить "чужих" детей. Они могут мне нравится или не нравится как материал (kmp).
Share:

12 комментариев :

  1. Вот так "обстругивают" всех, кто пытается что-то свое сказать. А потом, когда это опишут и спустят сверху - заставляют "следовать". А следовать уже тошно. Энтузиазм прошел.

    ОтветитьУдалить
  2. Не могу сказать о себе, что представляла из себя что-то особенное, но иногда полезно бросить не умеющего плавать в воду, чтобы сам барахтался.

    ОтветитьУдалить
  3. Нда, инициатива у нас либо наказуема, либо обламываема. Сама с этим столкнулась, когда впервые пришла в госструктуру работать. Но характер не дает не делать революции, посему работать интересно. Но любовь к работе пропала с тех пор.
    Тронуло, Капелька, от души написала, молодец.

    ОтветитьУдалить
  4. Есть у нас такие учителя, которые проводят урок своим способом. Или даже не так, а просто по-своему. Преподаватель не теряет себя на уроке, а культивирует свои способности для занятия. На таких уроках чаще бывает нормальная дисциплина, хотя все зависит от любви детей к учителю.

    ОтветитьУдалить
  5. Ой, девочки, с методикой покончила, уже пишу мемуары про себя... (и для себя)

    ОтветитьУдалить
  6. А вы все равно молодец, и я уверена, что вы замечательный учитель.
    Методика должна быть определенно... И не важно, какая, вы уже написали - цитирую - "Не знаю, как она их учит, по какой методике, но дети у неё знают".
    И это показатель.

    ОтветитьУдалить
  7. Светланика, а то! Пора уже. Пока маразм не начался.
    Окси, если бы ты меня вчера не торкнула, фигушки бы я написала. Да и тема сама по себе вырисовалась.
    Где таких умных Ёжиков разводят?
    Glow-спасибо. Порой сачкую и отбываю время. Это чтобы не видела во мне идеала.

    ОтветитьУдалить
  8. Полностью согласна. Дети очень хорошо чувствуют как ты к ним отсносишься, как ты относишься к своему предмету и не прощают фальши к себе.

    ОтветитьУдалить
  9. Natali, но ведь нельзя любить чужих детей?
    А любить детей вообще - понятие растяжимое.
    Чего-то я не понимаю в этой жизни... Можно любить или не любить свою профессию, а вот как любить детей, если они плохие? А если их не любить, как работать? Игнорировать можно. Но ведь нужно научить и плохого ребёнка. Как я определяю, что ребёнок плохой плохой? Личная антипатия. А вы как определяете?

    ОтветитьУдалить
  10. "Пока маразм не начался".
    О, слово "маразм"! Рифмуется хорошо со словом "оргазм"! Все, стих попер! ИзвинЯЙте, ежели что не так. Повеселю, как могу, на ночь глядя...

    Долой маразЬмУ!
    Мы -- за оргазЬмУ!
    С риХмой плохо у меня,
    НИХАчу я ничАВо!
    Долой маразм, а с ним -- оргазм!
    Хоть мы не очень стары,
    Но пишем мемуары.
    Маразм, маразм,
    Изыди на оргазм!
    Какая разница оргазму,
    Нравится ли он маразму?
    И наоборот: какая разница маразму...
    Ну с риХмой плохо у меня...
    С сегодняшнего дня.
    УСЁ!!!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  11. На мой "странный" взгляд, самая лучшая методика -- это отсутствие всякой методики!

    ОтветитьУдалить
  12. Вот отсюда и все наши проблемы. Молодого специалиста норовят задавить сразу и для этого есть определенные рычаги под наименованием методика. И не важно кто ты, учитель, врач или кочегар, есть методика и надо ее исполнять, а то, что методика устарела лет двести назад и молодой спциалист может предложить что-то что будет лучше работать, то старые "пердуны" это не воспринимают, точнее воспринимают как угрозу для себя, для своей карьеры и потому проще прижать этого "студента", чем пытаться что-то у него перенять и чему-то научиться и даже помочь ему оформить дополнение к методике. Но увы, это у нас только в сказках бывает.

    ОтветитьУдалить