среда, 25 января 2012 г.

Деревенская быль

Баба Свистуниха была высокой, худой и жилистой. Седые, слегка вьющиеся волосы выбивались из-под повязанного платка, создавая контраст с внимательными тёмно-карими глазами. Мне всегда хотелось, чтобы воображение унесло меня на лет 50 назад, чтобы увидеть бабу Свистуниху молодой. Но мне это никак не удавалось, настолько большим был контраст между её практически белыми волосами и живыми карими глазами.

Бабка жила через дорогу от моей квартирной хозяйки Петровны, куда меня заботливый директор Николай Николаевич поселил в первый же день по приезду на место работы по распределению. Это была отдалённая деревня в Гродненской области. Вообще-то я рассчитывала на другое место работы, но перевод произошёл только год спустя, когда меня перевели в городскую школу с углубленным изучением английского языка. От школы осталось воспоминание о классном руководстве с 42 учениками. Поэтому, проработав там неполных два года, не имея жилья и ожидая ребёнка, я смылась.

Естественно, Свистуниха была не кличкой бабки, а производным от фамилии. Замужем была бабка за дедом Свистуном. Дед Свистун был довольно угрюмым стариком. Он не был похож на общительную бабку, больше молчал.

Бабка относилась к деду ровно, хотя часто ругала за выпивку, а иногда сама покупала для него поллитру чернила (так называется в народе плодово-ягодное вино). Хотя я соврала. В те далёкие времена существовали бутылки ёмкостью более полулитра и называли их бомбами. За точность описания не ручаюсь. Но это что-то напоминало бутылку из-под шампанского. Только стекло было темнее.

Порой бабка Свистуниха жаловалась на деда, а у самой при этом в голосе явно звучала почти гордость. "Сегодня дед опять спать не давал. Хоть подержаться ему дай".
"Да что ж там за дед такой?" - хихикали мы с Региной, переглядываясь. Регина работала заведующей детским садиком и тоже квартировалась у Петровны.

Довелось мне как-то раз побывать у бабки Свистунихи дома. Чистенько, аккуратно, а на кровати молча возлегает этот угрюмый приставучий дед Свистун. Естественно, мои глупые мысли работали на "а как это он к бабке пристаёт", и я старалась на деда Свистуна не смотреть. Надо же, старый, старый, а туда же.

И вот однажды, придя с работы, я застала встревоженную Петровну. С дедом Свистуном плохо. Бабка Свистуниха погрузила своего деда на телегу, запряжённую лошадью, и повезла в местную амбулаторию. В амбулатории работали всего три врача: терапевт, стоматолог и акушерка. Ах да, больница же тоже имелась. Деда положили в больницу. Сердце.

Бабка переживала. Но дед выкарабкался.

Не знаю почему, но эта картинка, как бабка везёт своего деда на телеге в больницу, до сих пор жива в памяти. Лица стёрлись, а ситуация яркая, словно вчера было.

Такая вот деревенская быль.

PS: Помню, что бабка Свистуниха никогда не приходила в гости с пустыми руками, всегда несла гостинцы. А вот какие - никак не могу вспомнить.
Share:

22 комментария :

  1. >Лица стёрлись, а ситуация яркая, словно вчера было.
    почему-то захотелось, чтобы и обо мне вот так же вспомнили спустя `сто` лет...

    ОтветитьУдалить
  2. Я вот думаю...а может бабка привирала, насчет деда?))

    ОтветитьУдалить
  3. С Татьяниным Днём, уважаемая! :)

    ОтветитьУдалить
  4. Откуда такое недоверие к деду?

    ОтветитьУдалить
  5. Эммм...как тебе сказать...Ай, ты же поняла о чем я :)

    ОтветитьУдалить
  6. Конечно. Ты хочешь сказать, что дед не был ни на что способен. Вера, вот потому нас, женщин, и не понимают, что наши мысли за многоточиями спрятаны. Да ну, это всё жизнь. Говори, как есть, да и всё)

    ОтветитьУдалить
  7. Не не не, на что-то он был способен :) Как сказала бабка "подержаться"))))

    ОтветитьУдалить
  8. А может это был героический дед, который был на большее способен?

    ОтветитьУдалить
  9. Спорить не буду, бывают и такие героические деды, но их единицы)) Теперь уж не узнаешь, правду бабка говорила, аль хвастала)))Может она просто авторитет деда поддерживала)

    ОтветитьУдалить
  10. В самый раз было бы сказать "поживём - увидим", да сомнительно, увидим ли.

    ОтветитьУдалить
  11. Таня, мне кажется, что мы уже кое-что видим))

    ОтветитьУдалить
  12. Это смотря как ухватится

    ОтветитьУдалить
  13. Я вот тебя за хвост ухвачу!)

    ОтветитьУдалить
  14. За хвост говоришь) так тож еще поймать надо бы)) ми из неуловимых)))

    ОтветитьУдалить
  15. Не, ну вы только гляньте на Кота!))Таня, всё таки испортили Кота эти неТУТовские блоги)) Там он был приличным Котом. А тут видишь что творит)))

    ОтветитьУдалить
  16. Ужжжасссный, испорченный Кот!

    ОтветитьУдалить
  17. РазФратник.. ИзФращенец, да?
    Хоть уж полголовы седина..

    ОтветитьУдалить
  18. Очень живописное описание Свистунихи. Я сначала подумала: отрывок из какого-то произведения. Кажется простая совсем история, а цепляет Бабкина преданность, гордость какая-то за своего молчаливого, приставучего деда. Какая разница, что он мог, или не мог, главное - он был рядом. Умело Бабуля поддерживала свой и дедов дух. Молодец!

    ОтветитьУдалить
  19. Спасибо, Оля. Хорошая была бабка, наверное, нет уже в живых.

    ОтветитьУдалить