вторник, 15 ноября 2011 г.

Воспитание эгоистов

Очень давно, лет 10 тому назад, одна женщина, мама моей ученицы, мама многодетная, имевшая в жизни не одного мужа и не одного гражданского мужа, поучала меня: "Ты должна быть на первом месте. Ты для себя." "Как? У меня на первом месте дети." "Нет, это не правильно, будешь в порядке ты, будет хорошо и твоим детям. Запомни: на первом месте ты." "Ну, хорошо, на каком же тогда месте дети? На втором?" "На втором тоже ты. И на третьем. Потом дети. А потом муж и всё остальное."

Я отнеслась к подобной науке скептически. Разве может быть в жизни что-то важнее детей? А теперь я могу ответить: может. Счастье твоих детей. И счастье абсолютно не обозначает, что в семье на первом месте должны быть дети.

Попытаюсь обосновать свою точку зрения.

На первом месте должна быть любовь между супругами. Любящие друг друга папа и мама - составляющая счастья детей. Самая главная составляющая. Образец для их собственной будущей семейной жизни.

В семье должен быть достаток. Этот пункт поставим на второе место. Материально обеспеченная семья не создаст тех проблем её членам, которые, как ни старайся, выплывут наружу там, где "и в шалаше рай". Не будет рая в шалаше, кто придумал такую глупость?

А вот на третье место мы поставим детей. И чтобы дети знали, что не они в семье центр внимания, а папа с мамой, их взаимоотношения, их личное семейное счастье.

Хотите возразить?

Представьте, что молодая мама, у которой двое детей, посвящает детям всё своё время. Всё ради детей. Муж отходит на второй план. Порой мужа даже отстраняют от воспитания детей, отправляя на добычу средств к существованию. Как это понравится мужчине? Лучше бы спросить у мужчин. Разделение обязанностей: я - мама, а ты - добытчик, ни к чему хорошему не приведёт. Воспитывать должны двое.

Дети растут и видят, что в семье всё вращается вокруг них. Они привыкают к подобной ситуации. Им вся любовь, им всё лучшее.

Бывший муж никогда не ел конфеты, которые я пыталась делить между всеми нами поровну.  Всегда оставлял детям. Я говорила ему, что так делать нельзя, дети должны понимать, что не только им хочется сладкого, что нужно думать обо всех членах семьи. Разве докажешь?

Проходит время. У мамы с папой совсем разладились отношения. А дети требуют постоянного внимания. И мужчина и женщина продолжают жить вместе ради детей. Потому что один раз заикнувшись о разводе, мама встретила истерику дочери, слёзы и нервное расстройство.

Забыла мама, что она должна быть на первом месте, а не дети. Она и её счастье. Не могут быть счастливы дети, если несчастливы родители.

И наконец родители решают, что не стоит жить вместе ради детей. Дети большие, поймут. Дети почти взрослые.

А детям кажется, что их разлюбили, им уделяют мало внимания, их не обеспечивают, им недодают.

Дети не поняли. Потому что мама вдруг подумала не о них в первую очередь, а о себе. О том, что счастья в личной жизни нет, что всё, о чём мечталось, так и осталось в мечтах. И она из хорошей мамы вдруг превратилась в плохую. Но мама ведь не стала хуже? Просто перестал удовлетворяться вошедший в привычку детский эгоизм.

Вывод ужасен: беззаветная материнская любовь порождает детский эгоизм.
Share:

13 комментариев :

  1. Жаль что меня некому было научить... Жаль что мы слишком поздно понимаем жизненные приоритеты.

    ОтветитьУдалить
  2. Дети совсем не эгоисты! Просто для ребёнка (любого возраста!) мама и папа - это его основы. А когда родители разводятся официально - это трагедия для детей. У них как-будто выбивают почву из-под ног, они находятся в растерянности и в страхе за своё будущее. Т.к. для ребёнка родители - это что-то постоянное и надёжное, а тут у него создаётся ощущение, будто бы его предали самые близкие люди. Не все дети могут это прямо высказать родителям, поэтому и такие бурные реакции-эмоции...
    И не важно сколько лет "ребёнку": 10 или 20...
    Мы (дети) всегда будем переживать за родителей, даже если и сами уже стали родителями. Это на "животном", физиологическом уровне. У всех по-разному, но переживают все.
    Однако, я не уверена, что ради спокойствия нервной системы своих детей, стоит жертвовать своим личным счастьем.
    Всё очень сложно...
    Но не надо обзывать детей эгоистами! Их следует пожалеть и посочувствовать. Ведь семья - это единое целое, и независимо от того, как развиваются отношения между взрослыми, других папы и мамы у ребёнка никогда не будет!
    (Много тут понаписала, т.к. сама в детстве переживала развод внешне очень благополучных родителей, это никогда не забывается...)

    ОтветитьУдалить
  3. Марина, всю жизнь я думала, как Вы. И до сих пор тревожно мнение менять. Но есть причины задуматься. Жизнь одна. И нельзя её ломать в угоду кому бы то ни было. Жаль, что поздно это понимаешь.
    Отец умер, когда мне было 13. У мамы был вариант - выйти замуж. Она спросила моё мнение, а я, безумно любившая отца, сказала, что другой отец мне не нужен. Почему я думала только о себе, а не о ней? Всё тот же эгоизм. Она так и не вышла замуж и прожила всю жизнь одна. Ради чего? Я вышла замуж и уехала, а она так и осталась одна. Кому я сделала лучше?

    ОтветитьУдалить
  4. Невольно засадила в мои убеждения зернышко сомнений. Есть над чем подумать

    ОтветитьУдалить
  5. я тоже считаю, что на первом месте должна быть любовь между супругами. Дети очень чувствуют - настоящая она или нет.

    А если родители любят друг друга, то и детям в такой семье хорошо живётся.

    ОтветитьУдалить
  6. Согласна с тобой Танюша, любовь должна быть между супругами, а не просто уважение. Когда в семье мир и дети очень хорошо это чувствуют и ведут себя соответственно.

    ОтветитьУдалить
  7. Для меня самое главное (после самой себя) - муж. Если между мама и папа любят и уважают друг друга, если в доме царит дружественная атмосфера, тогда и деткам будет хорошо.

    ОтветитьУдалить
  8. Вы затронули, Татьяна, тему очень близкую мне и невеселую. Тоже постоянно прокручиваю свою жизнь, всё пытаюсь понять, как же нужно было сделать иначе, как можно было бы избежать тех ошибок, что совершила. Моя семейная жизнь пошла под откос, когда нарушилась жизнь интимная. Родилась дочь, гиперактивная, она не спала почти НИ ОДНОЙ ночи на протяжении 2.5 лет. А жили мы в проходной хрущевке, с моей мамой, которая страдает бессоницей. Разумеется, о сексе приходилось только мечтать....Удивительно до сих пор, но муж отклонял все мои просьбы снять квартиру. Вот он - Ваш второй пункт. Не знаю чего он боялся - что денег не хватит? Просто - безответственность, лень и инфантилизм...И я не чувствовала себя вправе настаивать. У меня то дохода своего не было, и при дочке всё время. Теперь жалею, что сдалась тогда без борьбы, к маме всегда вернуться можно было...Все семейные ценности, которые я получила с воспитанием - разрушены жизнью начисто. А взамен пока никак не сформирую - тоже боязно, как Вы пишите. Сейчас мама пытается укорять меня, что мало времени уделяю дочери. А у меня чувство, что я ей до пяти лет всё авансом уделила...Детский эгоизм у неё иногда проявляется, только в отношении меня. Пытаюсь бороться...

    ОтветитьУдалить
  9. У меня недавно был разговор с детьми на эту тему. Спросите у любого ребёнка, что ОН поставит на первое место и он ответит: "Дети". Думаете, неосознанно?

    ОтветитьУдалить
  10. И все же сколько не рассуждай, а библейская заповедь гласит: возлюби ближнего, как самого себя. А мы по вбитым в голову традициям видим только, часть про ближнего и начисто выпускаем из виду, что сначала себя полюбить нужно. И ведь не просто так это сказано. Человек себя любящий и уважающий способен на истинную любовь к окружающим и близким, и не близким. И тогда он любим и уважаем. Я в этом убедилась - мои дети уже взрослые...

    ОтветитьУдалить
  11. Спрашиваю у своих девочек: "Почему должны быть дети, а не папа с мамой на первом месте в семье?" Отвечают: "Потому что у всех так". Не у всех. Но по традиции вроде так. А себя мы любим в последнюю очередь, если вообще любим.

    ОтветитьУдалить
  12. Рассуждения о номере места несколько примитивные. Каждый человек эгоист, так природой заложено. В отношении другого, в лучшем случае, можно проявить сочувствие. Подлинное сочувствие, это когда чувства другого человека можно проецировать на себя и вместе с ним чувствовать, что и он. Что в большей степени и есть любовь. Чтобы любовь к другому человеку стала полной, нужно одновременно проявить сочувствие и разум. Ведь эмоции не рациональны, это очень личное (эгоистичное) ощущение мира. Но жизнь расставляет свои приоритеты. И потому, да, нужно принимать такие решения, которые делают хорошо не объекту любви, а подчинены решению общих задач. Основная задача семьи, как я считаю, это наиболее полная самореализация в жизни каждого из членов семьи. Взаимопомощь в этом и есть основа воспитания детей и вообще смысл семьи. Есть работа, карьера, хобби, занятия по интересам, супруги и дети должны поощрять друг друга в этом. разговаривать, советоваться друг с другом и принимать совместные решения. Цементом семейного дома можно назвать совместное времяпрепровождение. Это семейные традиции, ритуалы, праздники (порой, в кризисные моменты - это единственное, что удерживает семью от бессмысленного разрушения) И тут уж главная роль у женщины, то, что заложено природой, что культивировалось поколениями и на сегодняшний день, к сожалению, утрачивается безвозвратно.

    Такие вещи, как "люби себя - плюй на всех" также не приносят счастья, как и "беззаветная любовь к детям". Просто нужно больше слушать себя, принимать обдуманные решения, освобожденные от эмоций и все будет гуд. Но до этого нужно хорошо походить по граблям, чтобы понять.

    ОтветитьУдалить
  13. Подлинное сочувствие, это когда чувства другого человека можно проецировать на себя и вместе с ним чувствовать, что и он.
    СОчувствие. Чувствовать то же, что другой. Сопереживать. Одни люди способны на подобное изъявление чувств, а другие нет. Эмпатия. Что странно, зависит наличие этого качества даже не от самого человека, а от его раннего окружения и воспитания. Читала, что за проявление чувств отвечают нейронные связи. Если не дать им развиться, не укрепить в раннем детстве - они разорвутся. И получится человек, не способный сопереживать.
    Только для тех, кто ждёт от другого понимания и сочувствия, этот факт не имеет значения. Способен - не способен... Значит, не твой человек и всё.

    Основная задача семьи, как я считаю, это наиболее полная самореализация в жизни каждого из членов семьи. В идеале да. А в реале во многих семьях идёт соперничество за место хозяина в доме. Смешно даже, что именно главенство в семье для кого-то имеет значение... Извращение какое-то.

    ОтветитьУдалить